Коучинг — это взаимодействие партнеров

- - | Комментарии

Человек решает обратиться к коучу. Он пока не знает, чего ему ждать, но чувствует, что настал момент (в бизнесе, в личной жизни, во взаимоотношениях с близкими или коллегами), когда нужна помощь извне. О том, что такое коучинг, чего ждать от первой коуч-сессии, как становятся коучами и о чем чаще всего спрашивают их клиенты, мы беседуем с бизнес-коучем Еленой Бочаровой.

Елена, пожалуйста, расскажите немного о себе.

Сейчас я работаю как бизнес-коуч, являюсь сертифицированным специалистом, прошла соответствующее обучение. До этого более 10 лет работала в нескольких международных компаниях в сфере управления персоналом и управления проектами. Так что благодаря этому опыту я лучше понимаю, чего хотят мои клиенты. А работаю в основном с корпоративными клиентами по направлению корпоративного развития, веду и тренинги, и коуч-сессии.

В представлении многих людей коучинг — это своего рода наставничество. Если переводить с английского, то coach — это тренер, и такое значение у многих на слуху. Как вы сами можете определить, что такое коучинг.

Я бы разделила три понятия: тренинг, коучинг и менторинг. Хотя во всех трех формах взаимодействия есть носитель экспертизы и люди, которые получают или навыки, или поддержку.

В рамках тренинга существует тренер, который имеет свой опыт по теме. Задача бизнес-тренера — это развитие навыка: например, публичного выступления, коммуникации, продаж и т.д. Активности, которые тренер предлагает в процессе тренинга, как раз и направлены на развитие навыка, с их помощью тренер передает свою экспертизу.

То есть тренер основывается на своем опыте и может его передать?

Именно: тренер имеет экспертизу и передает ее тем или иным образом. Вторая форма взаимодействия — это наставничество, менторинг. Своеобразный промежуточный вариант между тренингом и коучингом. Здесь наставник тоже имеет экспертизу в той области, которой интересуется тренируемый. Но теперь уже важна как экспертиза, так и обратная связь, которую наставник может дать.

Тут возможно, например, полевое обучение, когда опытный менеджер по продажам выезжает вместе с начинающим менеджером. Допустим, наставник и слушатель проводят совместную встречу с клиентом, закрывают сделку, и после этого наставник дает обратную связь, делится своими наблюдениями. При этом наставничество может быть и в форме передачи опыта, в форме тренинга.

Коучинг, о котором мы сегодня говорим, это форма поддержки чемпиона1. И экспертиза коуча — это не то, что он знает по данному предмету (хотя у него могут быть определенные знания), а это работа над развитием потенциала человека. Коучинг — это партнерство, это взаимодействие партнеров. Как коуч я ценна клиентам тем, что могу поддержать их в движении к их целям, выявить эти цели, определить вектор движения на будущее.

Таким образом, можно сказать, что коучинг в большой степени работает не с уровнем навыков, как тренинг. Коуч работает с убеждениями человека, с его будущим и с его потенциалом.

Коуч верит в своего клиента?

Да, конечно. Когда вы выбираете коуча, вы выбираете человека с убеждениями, и одно из них — вера в чемпиона.

Коучинг — это работа, основанная на общении. В этой области есть особые методики, а есть собственный опыт коуча. Что важнее, на ваш взгляд?

Мне хочется отметить важный момент: собственный опыт коуча, о котором мы говорим, должен включать убеждение в том, что если люди хотят чего-то и верят во что-то, то они сделают так, чтобы это получилось. И будет очень хорошо, если у коуча есть такой опыт, если он сам ставил перед собой цель и достигал ее.

Безусловно, важно также, чтобы коуч знал, как индивидуально работать с клиентами. Ведь в коучинге нет готовых, «коробочных», решений. Работа с каждым клиентом осуществляется «здесь и сейчас». Готовясь к сессии с клиентом, я не знаю, как она сложится и какой инструмент мне понадобится. Эти инструменты есть, но использую я их в зависимости от ситуации.

Как вы пришли к коучингу? Это было личное призвание, желание или еще какие-то причины вызвали переход из сферы бизнеса в сферу коучинга?

Начиная с 2003 года, я работала в компаниях, которые делали акцент на развитии персонала. Это серьезная задача, которая стоит перед корпорациями, потому что мы всегда хотим получать результат, а результаты приносят люди. Люди — это наш актив, многие компании об этом заявляют, но не все реализуют этот постулат.

В моей трудовой практике были компании, которые могут служить примером в области работы с людьми на разных уровнях, и там использовались инструменты коучинга, в том числе на уровне управляющих директоров. Это правильно, потому что коучинг — это инструмент для того, чтобы развивать и вкладываться в тех, кто уже показывает хорошие результаты.

Потом я перешла в другую компанию, где мои практики HR были сфокусированы на создании определенной культуры по развитию сотрудников. Коучинг оказался наиболее интересным инструментом и философией, которая могла быть использована в бизнесе. Именно в тот период я поняла, что хочу знать его системно, начала учиться, применяла инструментарий коучинга в ведении проектов. Решение о переходе в новую область деятельности формировалось постепенно.

С какими темами вы сталкиваетесь в текущей работе чаще всего?

Любой запрос на коучинг, даже если он связан с бизнесом, всегда направлен на человека. Я работаю с компаниями в двух ипостасях: я занимаюсь коучингом и я обучаю коучингу (есть ряд компаний, с которыми я сотрудничаю в области обучения для управленцев и для руководителей отделов продаж). И в любом случае это работа с человеком, понимание, какие запросы есть у конкретного сотрудника, например, развитие личной эффективности или развитие команды. Причем, получая запрос на развитие команды, мы можем начать работать с ее руководителем, и это даст результат.

При этом у вас есть конкретные запросы, с которыми интереснее всего работать?

Мне интересно работать с любым человеком, потому что каждый человек — Вселенная, и если тебе разрешают в эту Вселенную проникнуть, это уже интересно. Я приведу слова одного из самых авторитетных специалистов в области эриксоновской терапии Стивена Гиллигана. Он отмечал, что в коучинге есть два ключевых понятия — связь и любование. Любование человеком, который находится напротив, и связь, которая формируется между коучем и чемпионом. Так что дело не в запросе, а во взаимосвязи и любовании человеком.

Когда вы проводите сессии, делитесь ли вы с клиентом своим опытом?

Опытом я предпочитаю делиться в рамках тренинговых программ, которые я тоже провожу. Во время коучинговых сессий важно работать на территории клиента. Личным опытом в интересующей клиента области можно поделиться, но за пределами коуч-сессии.

Можете в двух словах рассказать, что происходит на первой встрече с клиентом?

Первая сессия — это знакомство и понимание, что людям друг с другом интересно познакомиться и пообщаться. Ведь с коучем нужно встречаться не один раз, это как работа с тренером для поддержания физической формы. На первой сессии вы обозначаете задачи, намерения на долгосрочную перспективу, например, на шесть месяцев. За это время можно провести 10-12 встреч.

В ситуациях, когда клиент приходит к коучу и не готов работать, а ждет готового рецепта решения проблем, насколько его можно вовлечь в работу?

Компетенция коуча — это создание осознанности. И я как коуч это в себе развиваю: в частности, надо давать обратную связь по поводу того, что происходит в ходе сессии. Коучу всегда можно договориться с клиентом по поводу того, что будет происходить, полностью прояснить ситуацию по поводу того, что в ходе работы готовых решений не будет. Но даже с этим желанием клиента коуч должен работать.


  1. Чемпионом в коучинге называют клиента, который ставит перед собой амбициозные цели, хочет добиться многого, преодолевает препятствия.

Комментарии